Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Показать все

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Одним из решающих факторов развития  методической работы в ДОУ выступает организация в нем инновационной деятельности. Именно поэтому о дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в «режиме развития». Философский энциклопедический словарь определяет «развитие» как изменения направленные, закономерные и необходимые. Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе сложившихся закономерностей и направлены на достижение конкретных целей. В наше время ДОУ не может более одного года работать в режиме функционирования, поскольку должно соответствовать постоянно изменяющимся запросам государства, родителей, педагогов и социума.

Режим развития ДОУ предполагает использование современных образовательных комплексных программ, технологий и методов, таких, например, как проектный метод, метод наглядного моделирования, развивающее обучение, метод поисковой деятельности, работу в рамках единого образовательного пространства на основе различных методов планирования, в том числе,  блочно тематического, календарного с развернутыми конспектами и др. ДОУ работает в условиях трансформации образовательной и информационной среды, гибкого вариативного режима работы, новых педагогических приемов работы, например педагогического сотворчества (проведение занятий одновременно несколькими педагогами и воспитателями). ДОУ, работающие в режиме развития, могут осуществлять свою деятельность в инновационном режиме, режиме эксперимента либо в сочетании того и другого. Используемые в образовательном процессе инновации должны соответствовать насущным потребностям и возможностям ДОУ, удовлетворять всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов), способствовать достижению качественных, устойчивых и высоких показателей развития детей по ведущим направлениям. Экспериментальная деятельность, как правило, направлена на освоение качественно нового в образовательной технологии либо нового вида учреждения.

Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных технологий. Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.

В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев. Процесс обновления образования организуется людьми. Следовательно, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, в какой мере организаторы инновационной деятельности опираются на достижения науки и потребности общества.

В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение, инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Развитие дошкольного образования, совершенствование профессионализма его педагогов и управленцев, развитие инновационного стиля мышления и деятельности невозможны без качественного изменения системы повышения квалификации. Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности. Что такое инновация?
— Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.
— Новый — впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный.
— Нововведение (инновация) — комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. — новшества для удовлетворения человеческих потребностей.
— Нововведение — целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
— Новшество — это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация — процесс освоения этого средства.
— В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Участники инновационного процесса всегда должны помнить, что новое:
добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом;
носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивными для определенного отрезка времени, но устареть на более позднем этапе, стать даже тормозом в развитии.

Типы нововведений также группируются по следующим основаниям.

По влиянию на учебно-воспитательный процесс:
— в содержании образования;
— в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;
— в управлении ДОУ.

По масштабам (объему) преобразований:
— частные, единичные, не связанные между собой;
— модульные (комплекс частных, связанных между собой);
— системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

По инновационному потенциалу:
— усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);
— новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);
— радикальные инновации.

По отношению к предшествующему:
— новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);
— прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);
— освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);
— ретровведение — освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.
Инновационная деятельность является одним из основных способов модернизации системы образования и условием развития творческого потенциала педагогов. Это возможно только при непосредственном и активном участии каждого педагога и педагогического коллектива в целом. Именно поэтому педколлективы ДОУ активно внедряют парциальные и вариативные программы, разрабатывают и апробируют авторские программы, входят в городские сетевые площадки по экспериментальной деятельности. Реализуемая в ДОУ инновационная деятельность позволяет каждому педагогу лучше понять свои «инновационные» и креативные возможности, повысить свою мотивацию и профессиональную компетентность.

Введение инновационных проектов в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.

 

 

Положение о внутренней оценке качества образования МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №25 с. Ясные Зори»3

Публикации педагогов:

  1. РОДИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Байдикова О.В.учитель-логопед статья Байдикова О.В. МДОУ №25
  2. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №25С. ЯСНЫЕ ЗОРИ» В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Гончарук М.В. старший воспитатель Гончарук Л.Л. инструктор по физической культуре ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МДОУ
  3. «Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности» воспитатель Черемных Наталья Николаевнасеминар ХЭ воспитание(1)
  4. СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ БЕЛГОРОДЧИНЫ В СЕЛЕ ЯСНЫЕ ЗОРИ. Гончарук М.В. старший воспитатель статья Гончарук М.В.,
  5. РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДОУ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВОСПИТАННИКОВ Шевцова Т.В. заведующий МДОУ, Гончарук М.В. старший воспитательШевцова Т.В., Гончарук М.В, статья
  6. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КАК ГЛАВНЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ПОЗИЦИОНИРУЮЩИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ, ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ. ОПЫТ РАБОТЫ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №25 С. ЯСНЫЕ ЗОРИ» ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДОУ Шевцова Т.В. заведующий МДОУ, Гончарук М.В. старший воспитательСтатья на секции 23.08 Шевцова Т.В. Гончарук М.В.
  7. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ воспитателя Квитченко Н.А. статья секция 24.08. Квитченко Н.А.
  8. ИНТЕГРАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ, ИГРОВОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВТАЛЬСКОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ инструктор по физической культуре Дементьева Е.А.Дементьева Е.А. статья

 

ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ:

 

  • «Развитие мелкой моторики рук в продуктивной деятельности как условие успешного речевого развития детей старшего дошкольного возраста» опыт работы воспитателя Квитченко Н.А. опыт Квитченко

  • Опыт воспитателя Дементьевой Евгении Алексеевны посвящен теме «Организация самостоятельной деятельности дошкольников в процессе развития логико-математических представлений». opt2016